Главная >> Щебетовка и окрестности >>

Маршрут: Щебетовка - родник Слезы Спящей Красавицы - вершина горы Сындык-Кая - ущелье Водяная балка - Щебетовка. GPS-трек, фотографии Крыма. Март, 2013 год

Последние дни марта в 2013 году выдались на редкость солнечными, тёплыми и безветренными, в лесу на южных склонах гор уже вовсю цвёл кизил, а подлесок источал аромат влажной листвы и пестрел первоцветами. День уже достаточно удлинился для более дальних прогулок, и поход к вершине горы Сындык-Кая, самой высокой в окрестностях Щебетовки, показался нам наиболее подходящим началом для путешествий по Крыму в 2013 году.

Из Щебетовки мы вышли, когда солнце было уже достаточно высоко, и ночная прохлада начала отступать. Зима была засушливая, и за несколько солнечных дней дорога в Отузской долине успела окончательно просохнуть. Много провизии с собой мы брать не стали, намереваясь вернуться до заката, и идти по сухой дороге почти без груза было легко и приятно. Миновав последние дома посёлка в Ульяновой балке (на северо-западной окраине Щебетовки), мы прошли мимо ставка к виноградникам у юго-восточных склонов хребта Спящая Красавица (Курбан-Кая).

Первая половина пути по дороге вдоль виноградников проходит так, что клетки виноградника находятся между дорогой и хребтом Спящая Красавица. Виноградники здесь раскинулись в узкой долине между хребтом Спящая Красавца с севера и с таким же длинным хребтом с юга. Хребе этот на картах названия не имеет, высота его составляет около 300 метров над уровнем моря. Грунтовка идет вдоль подножия северных склонов этого безымянного хребта, вдоль края леса.

С этой части дороги, весной, когда ещё лес не покрылся зеленью листвы, можно обозреть весь южный склон хребта Спящая Красавца. Слева от дороги, по краю леса вдоль подножия безымянного хребта проходит русло пересыхающего ручья и тоже есть ставок. Но во время нашего путешествия он был пересохший из-за практически бесснежной зимы.

В километре от Щебетовки, дойдя до трассы газопровода, дорога по ней пересекает виноградники и уже у подножия южного склона Спящей Красавицы уходит влево от газопровода, на запад. Теперь виноградники остались слева внизу, а а дорога прижимается к подножию южного склона Спящей Красавицы. Прямо на краю дороги стали попадаться лесные первоцветы.

Источник Слезы Спящей Красавицы

Метров через 200 грунтовка заходит в лес, и еще через 100 метров поворачивает налево (на юго-запад). В этом месте от дороги направо отходит малозаметная тропинка к роднику Слёзы Спящей Красавицы, который находится метров на 40 выше дороги. Тропу непросто заметить, её начало скрыто за кустарником справа от дороги. Тропа за кустами начинает подниматься к роднику и выходит к старой лесной тупиковой дороге, которая давно заросла. Чуть не доходя до родника, она уходит вверх к поляне и там заканчивается. С дороги мы сворачиваем в заросли к виднеющимся впереди высоким стволам растущих около родника тополей.

Тропа к источнику еле видна и местами завалена стволами упавших от ветра деревьев. Сам источник Слёзы Спящей Красавицы облагорожен, но как видно, долго оставался без должного ухода. Для набора воды устроена труба, но вода протекает прямо из-под каменной кладки ниже трубы, а через трубу практически не идёт. Колодец, сделанный ниже источника, мог, по нашему мнению, служить для набора воды для домашних животных. Ведь южный склон Спящей Красавицы и сейчас используется жителями Щебетовки в качестве пастбища.

Возле родника мы обнаружили каменный очаг со следами прошлогоднего костра и лежащие около него брёвна, на которые можно было присесть. Вокруг родника было много кустов цветущего кизила, сквозь прошлогоднюю опавшую листву из земли то тут, то там пробивались весенние цветы. Мы набрали в дорогу бутылочку воды, немного отдохнули под журчание родника и двинулись дальше.

От источника мы спустились к дороге тем же путём по тропе, и уже по северному склону безымянного хребта, тянущегося параллельно Спящей Красавице. Скоро начался подъем к перевалу, дорога шла уже по северному склону безымянного хребта на запад. Мы поднимались к перевалу между хребтом Спящая Красавица и горой Сындык-Кая (или Сандык-Кая).

Подъём от источника к перевалу занял у нас около получаса прогулочным шагом. Перевал находится на высоте 455 метров, после него дорога идет по длинному (около 2 километров) перешейку-седловине между Спящей Красавицей и хребтом Сындык-Кая до следующего перевала. Первый километр дорога идет по западному склону Спящей Красавицы, потом начинает подниматься по северо-восточному склону горы Сындык-Кая.

Где-то на этом отрезке пути между двумя перевалами, уже на склонах Сындык-Кая, мы начали присматриваться и искать тропинки, уходящие к вершине Сындыка. Один раз мы даже ошибочно приняли старую лесную дорогу к месту санитарной рубки за начало подъёма, но пройдя около сотни метров по ней, осозали ошибку и вернулись на дорогу.

Пришлось ещё пройти около километра, постепенно поднимаясь по лесной дороге, прежде чем мы увидели настоящую тропу, которая в итоге и привела нас к вершине. После крутого мы вышли к перекрёстку, это был второй перевал. Он находится на высоте 560 метров над уровнем моря к северу от вершины Сындык-Кая.

Направо продолжалась дорога к хребту Туар-Алан, влево уходила дорога, по которой можно спуститься по оврагу Кизилташ-Дере в Краснокаменку (Кизилаш). Дорога эта выходит к Кизилташскому Свято-Стефано-Сурожский мужскому монастырю. А слева от перекрестка мы увидели уходящую на юг, в сторону вершины Сындык-Кая, тропинку.

Начало тропы напоминало заброшенную дорогу, но чем выше мы поднимались, тем больше она растворялась в лесу. Через 300 метров слева от нас открылась своеобразная смотровая площадка, с которой открывался вид на северные склоны Спящей Красавицы. Ещё дальше на восток просматривалась вершина с телевышкой Арды-Кая, а за ней до горизонта протянулась Армутлукская долина. Дальше тропа снова нырнула в лес, и, пройдя ещё около трёхсот метров, мы вышли к скальному уступу. Тропа терялась около этого уступа и чтобы попасть к вершине, нам пришлось немного пройти вдоль него вправо и найти удобный проход наверх.

Вершина горы Сындык-Кая

Поднявшись наверх, мы вышли на скалистый гребень Сындык-Кая, до вершины оставалось совсем немного. Наверху мы провели около получаса, любуясь видами с одной из самых высоких вершин в окрестностях Щебетовки. Наш навигатор показал, что мы поднялись выше 690 метров над морем. На карте высота Сындык-Кая отмечена как 698 метров над уровнем моря. Среди камней на скалистой вершине мы заметили сон-траву (прострел раскрытый).

Мы оказались выше облаков, которые образовывались на море и натекали на прогретый весенним солнцем Кара-Даг. Некоторые вершины Кара-Дага выглядели островами в море облаков. На востоке от нас расположился хребет Спящая Красавица. Смотреть на него сверху с такого ракурса было для нас необычно. Можно было сверху увидеть дорогу между двумя перевалами, по которой мы шли сюда.

Чуть южнее Спящей Красавицы просматривалась часть Отузской долины и Щебетовка, а за ними тонул в облаках Кара-Даг. На юго-западе от вершины горы Сандык-Кая можно рассмотреть большую часть зажатого в горах поселка Кизилташ (Краснокаменка, Урочище), а прямо под склонами, в нижней части оврага Кизилташ-Дере, были видны постройки Кизилташского монастыря.

На юго-востоке открывался вид на хребет Эчки-Даг. За ним начиналось скрытое низкими облаками море. Казалось, что моря вообще нет, а есть только наплывающее на побережье пушистое белое одеяло низких облаков, похожих на вату. Облака, по всей видимости, были на высоте не более 300 метров над уровнем моря.

А на север уходила дорога в сторону хребта Туар-Алан, левее, на северо-западе виднелась лысая вершина горы Френк-Мезер. А на юго-западе на горизонте можно было различить вершины гор Перчем-Кая и Сокол в окрестностях Судака и Нового Света.

Спуск обратно в Щебетовку

Насладившись прекрасными видами, мы начали спуск с Сындык-Кая той же тропой. Быстро добрались до горной лесной дороги (перекрестка на перевале) и повернули направо, обратно к Щебетовке. Добравшись до перекрестка (где-то на полпути между перевалами), где дорога сворачивает налево, к Водяной балке, мы решили пройти этим, пока нехоженным нами путём.

Грунтовка спускается по северному склону Спящей Красавицы к Водяной Балке. Эта дорога, как и та, по которой мы поднимались, используется в основном лесниками и проходима только для внедорожников. Местами колеи сильно размыты, что особенно заметно на спусках и подъёмах этой лесной дороги.

Спустившись к ставку в конце Водяной балки, мы сделали на его берегу небольшой привал. Ставок этот реди местных жителей именуется как Озеро Любви. Дальше, уже хорошо знакомой нам дорогой, мы вернулись в Щебетовку. Дорога после ставка еще немного спускается по северному склону Спящей Красавицы (Курбан-Кая), затем выходит в Отузскую долину.

Грунтовка тянется вдоль северного склона Спящей Красавицы, огибает ее с востока, проходя мимо родника у восточного подножия, затем дальше по виноградникам выходит в Ульянову балку (северо-западную окраину Щебетовки. Таким образом, сегодня мы обошли вкруг весь хребет Спящая Красавица, сделав большую петлю. Вся прогулка к вершине горы Сындык-Кая заняла у нас чуть более шести часов.

Новый Свет и окрестности Лисья бухта и окрестности Щебетовка и окрестности Меганом и окрестности Коктебель - Орджоникидзе