Главная >> Новый Свет >>

Маршрут: Судак – хребет Перчем-Кая – источник Святой Анастасии – Новый Свет. Фотографии Крыма, 2007 г.

Вершина горы Перчем-Кая - одна из самых высоких в окрестностях города Судак. С неё открывается изумительный вид на Судакскую долину, сам город Судак и его окрестности. С горы Перчем-Кая можно охватить взглядом всю генуэзскую крепость целиком. Поднявшись на Перчем-Кая можно также увидеть посёлок Новый Свет, северный склон горы Сокол и поселок Веселое, лежащий у западного подножия горы, в Кутлакской долине.

Вершина горы Перчем-Кая манила нас не один год. Первая попытка подняться была предпринята со стороны посёлка Новый Свет. Тропинку до вершины мы в том году так и не нашли, зато обошли примерно три четверти периметра вокруг горы, поднимаясь по спирали, не дойдя до вершины на одну пятую высоты горы. Нашли, как мы их идентифицировали, одни из развалин монашеского скита, которых в давние времена на горе Перчем-Кая было множество, а также безымянный родник, который и на карте то не был обозначен. Наверное, не стоит и говорить, что хоть вершина Перчем-Кая тогда нам так и не покорилась, но от прогулки по горам у нас остались незабываемые впечатления.

На Перчем-Кая мы забрались на следующий год. За это время мы подготовились, начитавшись описаний маршрутов на вершину. Все они сходились в одном: маршрут начинается от автостанции в Судаке. В дорогу мы, как всегда, взяли 4 литра минеральной воды, немного еды и крем, чтобы не обгореть. Так как мы жили в Новом Свете, то добирались до автостанции Судака на такси. Таксист из местных, очевидно, счёл нас сумасшедшими, когда мы поинтересовались у него, может ли он отвезти нас к началу тропинки на Перчем-Кая. И что им на пляжах и в ресторанах не отдыхается, подумал он.

Где начало тропинки, таксист, как оказалось, не знал. Доехали мы до автостанции, и там он пошёл выяснять, где нас высадить у ещё более местных таксистов. Те, как выяснилось позднее, были родственники Ивану Сусанину, а нас приняли за поляков. Провез нас таксист от автостанции ещё метров 500, высадил, показал на тропинку и сказал, что нам туда. Слева от тропинки был овражек с пересохшим ручейком, справа – сосновый лес. Тень и прохлада. Мы неспешно шли по тропинке около полукилометра в сторону горы.

По пути от автостанции в
Судаке к Лысой горе,
восточному склону
Перчем-Кая, сосновый лес.

По пути от автостанции в Судаке к Лысой горе, восточному склону Перчем-Кая, сосновый лес.
Сосновые лесопосадки на
западной окраине
Судака, вид на
гору Перчем-Кая.

Сосновые лесопосадки на западной окраине Судака, вид на гору Перчем-Кая.
Подъем на Перчем-Кая,
вид на гору Сокол
(Куш-Кая), окрестности
Судака.

Подъем на Перчем-Кая, вид на гору Сокол (Куш-Кая), окрестности Судака
Подъем на Перчем-Кая со
стороны Лысой горы, вид на
лысую вершину Перчем-Кая.

Подъем на Перчем-Кая со стороны Лысой горы, вид на лысую вершину Перчем-Кая.

И вот перед нами склон, тропинка упёрлась в грунтовку, вьющуюся вдоль подножия горы вдоль виноградников. Тропинку, ведущую наверх, мы не обнаружили. Сначала сходили направо, на север. Через пятьсот метров повернули обратно. Тропинки наверх не было. Вспомнили из прочитанного, что тропинка начинается с «Лысой вершины», примыкающей к горе Перчем-Кая. До неё было около километра, в сторону моря. По дороге нам встретился так называемый «родник». Он уже давно загнан в трубы и вокруг него всё очень замусорено... Быстрее в горы!

До начала тропинки, описанной в маршруте, мы так и не дошли. Когда склон Лысой горы показался нам проходимым, мы стали подниматься напрямик и уже метров через 200 вышли на тропу. Так что, начало маршрута к вершине на этот раз осталось нам неизвестным. Позднее, мы выяснили, что тропа начинается в ущелье между склоном горы Перчем-Кая и северным склоном Лысой горы (горы Голой), мы просто не заметили ее и прошли чуть дальше на юг. Подъем на Лысую гору по жаре был изнурительным, тени там нет, но мы были в начале нашего пути, и сил у нас было много. Пройдя по тропинке до места, где начинался спуск, мы не удержались и залезли на вершину Лысой горы. Судак перед нами лежал как на ладони. На карте высота Лысой горы отмечена как 316 метров над уровнем моря. Виноградники, улицы, дома, санатории, крепость и, конечно, Черное море.

Подъем на Перчем-Кая, вид на
Судакскую крепость
(Генуэзскую крепость) и Уютное.

Подъем на Перчем-Кая, вид на Судакскую крепость и Уютное.
Подъем на Перчем-Кая, вид на
Генуэзскую крепость на горе
Дженевез-Кая и поселок Уютное.

Подъем на Перчем-Кая, вид на Генуэзскую крепость на горе Дженевез-Кая и поселок Уютное.
Вид с Перчем-Каяа на гору
Дженевез-Кая и Генуэзскую
крепость в Судаке.

Вид с Перчем-Каяа на гору Дженевез-Кая и Генуэзскую крепость в Судаке.
Гора Перчем-Кая: вид на Судак,
гору Алчак, полуостров Меганом,
Судакскую и Капсельскую бухты.

Гора Перчем-Кая: вид на Судак, гору Алчак, полуостров Меганом, Судакскую и Капсельскую бухты.

Дальше тропинка спустилась в небольшу седловину, стали попадаться деревья, которые хоть и ненадолго, но давали нам приют от палящего солнца. Отдыхали мы часто. Тропинка монотонно начала подниматься вверх уже непосредственно на восточный склон Перчем-Кая. И вот, наконец, ближайшая, второстепенная вершина (гора Перчем-Кая состоит из нескольких вершин, самая высокая - 576 метров над уровнем моря - центральная, лысая). Наверху стало намного прохладней, появился легкий ветерок. Тут мы попытались найти развалины монастыря, но наваленные всюду груды камней были похожи друг на друга, и какая из них когда-то была монастырём, мы однозначно определить так и не смогли.

Вид с Перчем-Кая на одну
из его вершин и на Судак,
Капсельскую долину,
полуостров Меганом.

Вид с Перчем-Кая на одну из его вершин и на Судак, Капсельскую долину, полуостров Меганом.
На фотографии: вид с горы
Перчем-Кая на Кутлакскую
(Веселовскую) долину
и хребет Орта-Сырт.

На фотографии: вид с горы Перчем-Кая на Кутлакскую (Веселовскую) долину и хребет Орта-Сырт.
Вид на главную вершину
Перчем-Кая с северо-востока,
окрестности Судака, Крым.

Вид на главную вершину Перчем-Кая с северо-востока, окрестности Судака, Крым.
Вид на главную вершину Перчем-
Кая и ведущую туда тропинку,
окрестности Судака и
Нового Света, Крым.

На фотографии: вид на главную вершину Перчем-Кая и ведущую туда тропинку, окрестности Судака и Нового Света, Крым.

С этой вершины виден весь Судак, как на ладони. Была ясная погода, и мы также разглядели вдалеке вершину горы Эчки-Даг и контуры Кара-Дага. Вторая вершина немного повыше и именно она отмечена на карте. Между вершинами тропинка легко проходима за 10 минут и только уже непосредственно перед второй вершиной пришлось покарабкаться, да ещё и пробираясь через кустарник. Со второй, главной вершины (576 метров над уровнем моря) также видно весь Судак, а на юго-западе нависающий над Новым Светом хребет Сыхтлар, за ним - горы Сандык-Кая и Караул-Оба. Дальше видна гора Папая-Кая, нависающая над Кутлакской бухтой с запада. На горизонте можно различить очертания горы Аю-Даг (Медведь горы), которая находится между поселками Партенит и Гурзуф. По прямой линии до них около 60 километров.

С горы Перчем-Кая можно разглядеть даже людей, стоящих на "соседней" вершине горы Сокол. Высота горы Сокол составляет 476 метров над уровнем моря. При нас там как раз карабкалась целая группа.

С вершины Перчем-Кая тропинка идёт дальше на юго-запад, в сторону Нового Света. Её-то мы и не нашли в прошлом году, когда поднимались со стороны Нового Света. В этом направлении тропинка значительно уже и обманчивей, часто разветвляется и, порой, определить правильное направление удаётся не с первого раза. Тут уже вырабатывается какое-то чутьё, и ошибаемся мы всё реже.

Вид с главной вершины
Перчем-Кая на вершину
Чубчик, окрестности
Судака и Нового Света, Крым.

Вид с главной вершины Перчем-Кая на вершину Чубчик, окрестности Судака и Нового Света, Крым.
вершины Перчем-Кая на
Судак, западный склон
горы Алчак, Крым.

На фотографии: вид с вершины Перчем-Кая на Судак, западный склон горы Алчак, Крым.
главной вершины хребта
Перчем-Кая на соседнюю
вершину и гору Сокол (Куш-Кая).

На фотографии: вид с главной вершины хребта Перчем-Кая на соседнюю вершину и гору Сокол (Куш-Кая).
вершины Перчем-Кая на
поселок Веселое и
Кутлакскую долину.
На фотографии: вид с вершины Перчем-Кая на поселок Веселое и Кутлакскую долину.

Тропинка к Новому Свету идёт по сильно поросшему кустарником склону. Встречаются места, где приходится карабкаться или продираться через заросли, а порой и то, и другое одновременно. Но вот заросли расступаются, склон становится пологим. Мы выходим на перекресток. Тропинка, опоясывающая Перчем-Кая, по которой мы бродили в прошлом году так и не найдя путь к вершине, снова перед нами. Если повернуть налево, то можно спуститься (правда, это тоже не так просто) к Уютному (пригороду Судака).

Если пойти дальше прямо, на юго-запад, то тропинка через 200 метров спустится в ущелье между склонами горы Сыхтлар и юго-западным отрогом Перчем-Кая. Тропинка пойдет по дну этого ущелья и еще через 200 метров выйдет к источнику Святой Анастасии (Настасьинскому роднику). Но мы пошли направо. Тропинка вокруг горы идёт почти горизонтально, на высоте около 350 метров над уровнем моря. Через 10 минут мы дошли до безымянного источника, найденного нами в прошлом году, и вволю напились, набрав воды с собой. Около родника тень, много зелени и прохладно. Кто-то рядом заботливо соорудил лавочку. Очень уютное место, хочется остаться подольше.

Вид с вершины Перчем-Кая
на поселок Веселое, ставок,
окрестности Судака, Крым.

Вид с вершины Перчем-Кая на поселок Веселое, ставок, окрестности Судака, Крым.
Вид со склона горы Перчем-Кая
на ее юго-западную безымянную
вершину, окрестности Нового
Света и Судака, Крым.

Вид со склона горы Перчем-Кая на ее юго-западную безымянную вершину, окрестности Нового Света и Судака, Крым.
На фотографии: безымянный источ-
ник на тропе, западный склон
Перчем-Кая, окрестности
Судака и Нового Света.

На фотографии: безымянный источник на тропе, западный склон Перчем-Кая, окрестности Судака и Нового Света.
На фотографии: безымянный
источник на восточном склоне
хребта Перчем-Кая, 350
метров над уровнем моря.

На фотографии: безымянный источник на восточном склоне хребта Перчем-Кая, 350 метров над уровнем моря.

Можно пойти и дальше по тропинке. В конце концов, она дойдёт до горной просёлочной дороги, которая идёт из Судакской долины в Кутлакскую, в сторону посёлка Весёлое. По пути на тропинке будет небольшой тенистый овражек, по которому во время дождей течёт бурный поток, и развалины каких-то древних строений. По руслу этого высохшего ручейка мы в прошлом году пытались подняться на нависающую сверху вершину Перчем-Кая. Поднимаясь по ручью довольно долго, мы уткнулись в крутые осыпи, пробовали подниматься по ним, но в итоге поняли, что без специального снаряжения здесь не подняться (и уж тем более, не спуститься обратно).

Теперь нам нужно возвращаться к перекрёстку и пойти в сторону «Настасьинского» родника (источника Святой Анастасии). От «перекрёстка» тропинка какое-то время идёт почти горизонтально, по пути ветвясь и сливаясь с другими тропинками. Вспоминаем про «чутьё» и пытаемся пойти по нужной. Дальше начинается спуск в ущелье между склонами южного отрога Перчем-Кая и хребтом Сыхтлар, и, пройдя вниз по ущёлью метров 200, мы выходим к «Настасьинскому» роднику (источнику Святой Анастасии - gps-координаты N44 50.716 E34 55.351, 277 метров над уровнем моря). Около родника уже встречаются люди, и к нему проложена широкая и удобная тропинка от Нового Света. Причём дойти до посёлка можно по разным сторонам ущелья.

Тенистый оазис у безымян-
ного родника под юго-западной
вершиной Перчем-Кая,
350 метров над уровнем моря.

Тенистый оазис у безымянного родника под юго-западной вершиной Перчем-Кая, 350 метров над уровнем моря.
Вид на вершину горы Сокол
(Куш-Кая), окрестности
поселка Новый Свет, Крым.

Вид на вершину горы Сокол (Куш-Кая), окрестности поселка Новый Свет, Крым.
Античный мостик в ущелье
между хребтом Сыхтлар и горой
Сокол (Куш-Кая), ниже
источника Св. Анастасии.
Античный мостик в ущелье между хребтом Сыхтлар и горой Сокол (Куш-Кая), ниже источника Св. Анастасии.

Если пойти по тропинке, идущей по правой стороне ущелья, то это самый быстрый путь к посёлку Новый Свет. С тропинки откроются виды на гору Сокол и на всю Новосветскую бухту. Тропинка идёт уже по территории заказника, и вокруг простираются заросли реликтового можжевельника. Тропа представляет собой старую дорогу, идущую вдоль такого же старого водовода от источника Святой Анастасии к поселку. Дорога и водовод были построены князем Голицыным. Можно спуститься быстрее по многочисленным уходящим от дороги вниз тропкам, или продолжать путь по широкой дороге (по ней может проехать машина) и наслаждаться видами на Новый Свет. В итоге дорога придет в поселок.

Мы решили пройти по левой строне ущелья, по склону южного отрога Перчем-Кая. Метров ерез 500 тропинка снова пересекает ущелье, здесь нужно пройти по красивому каменному мостику, стоящему в зарослях камышей, и оказываешься на юго-восточном склоне хребта Сыхтлар. Его еще называют Античным мостиком, gps-координаты N44 50.515 E34 55.351. Мы перешли ерез Античный мостик, дальше широкая тропа шла вдоль водовода, упоминавшегося выше. Через полтора километра дорога привела нас в Новый Свет.

Дата публикации 22.11.2009
Новый Свет и окрестности Лисья бухта и окрестности Щебетовка и окрестности Меганом и окрестности Коктебель - Орджоникидзе